ФЭНДОМ

Марионе́точное госуда́рство (марионеточный режим) — государство, проводящее политику, в значительной степени диктуемую иностранной державой, но остающееся номинально независимым. Статус, степень самостоятельности и полноты суверенитета государств, к которым применяется термин «марионеточное государство», может быть довольно разным.

Классическим примером марионеточного режима является государство Маньчжоу-Го, созданное Японией в 1932 году.

Особенности

Ситуация марионеточного государства может возникать в случае, когда существование государства зависит от внешней силы (более сильной державы), а правительство такого государства не столько выражает волю своего народа, сколько следует за этой внешней силой — в первую очередь в системе международных отношений, а также, возможно, и во внутренней политике; при этом формально государство является независимым, а указания иностранной державы не афишируются и остаются негласными. Ситуация марионеточного государства может возникать также в случае, когда правительство создается в условиях иностранной военной интервенции, фактически и создается и поддерживается военной силой другого государства, а страна по факту является оккупированной территорией.

Существование государства предполагает наличие территории, поэтому в ситуации, когда имеется зависимое от иностранного государства правительство, фактически не контролирующее территорию страны, как в случае правительства «Финляндской Демократической Республики», созданного СССР во время финской войны, применяется термин «марионеточное правительство».

Термин «марионеточное государство» используется как правило в применении к государствам позднего нового времени и новейшего времени. Также употребимы термины «государство-клиент», «государство-сателлит», хотя эти термины могут нести отдельный смысл. В англоязычной литературе термин «марионеточное государство» (puppet state) входит в употребление с середины XIX века, прежде всего, по отношению к Батавии. Для предыдущих исторических этапов используется термин вассальное государство.

Термин часто применяется в политической риторике, как негативная эмоциональная характеристика, подчеркивающая зависимость государства, метафора государства, как безвольной марионетки, которую внешние силы дёргают за нитки. Подразумевается, что подобное государство является не вполне законным.