ФЭНДОМ

Марионе́точное госуда́рство (марионеточный режим) — государство, проводящее политику, в значительной степени диктуемую иностранной державой, но остающееся номинально независимым. Статус, степень самостоятельности и полноты суверенитета государств, к которым применяется термин «марионеточное государство», может быть довольно разным.

Классическим примером марионеточного режима является государство Маньчжоу-Го, созданное Японией в 1932 году.

Особенности

Ситуация марионеточного государства может возникать в случае, когда существование государства зависит от внешней силы (более сильной державы), а правительство такого государства не столько выражает волю своего народа, сколько следует за этой внешней силой — в первую очередь в системе международных отношений, а также, возможно, и во внутренней политике; при этом формально государство является независимым, а указания иностранной державы не афишируются и остаются негласными. Ситуация марионеточного государства может возникать также в случае, когда правительство создается в условиях иностранной военной интервенции, фактически и создается и поддерживается военной силой другого государства, а страна по факту является оккупированной территорией.

Существование государства предполагает наличие территории, поэтому в ситуации, когда имеется зависимое от иностранного государства правительство, фактически не контролирующее территорию страны, как в случае правительства «Финляндской Демократической Республики», созданного СССР во время финской войны, применяется термин «марионеточное правительство».

Термин «марионеточное государство» используется как правило в применении к государствам позднего нового времени и новейшего времени. Также употребимы термины «государство-клиент», «государство-сателлит», хотя эти термины могут нести отдельный смысл. В англоязычной литературе термин «марионеточное государство» (puppet state) входит в употребление с середины XIX века, прежде всего, по отношению к Батавии. Для предыдущих исторических этапов используется термин вассальное государство.

Термин часто применяется в политической риторике, как негативная эмоциональная характеристика, подчеркивающая зависимость государства, метафора государства, как безвольной марионетки, которую внешние силы дёргают за нитки. Подразумевается, что подобное государство является не вполне законным.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики